Как расходуются деньги клиентов

Материал из ISPWiki
Перейти к: навигация, поиск

BILLmanager имеет гибкую систему учета потребляемых клиентом услуг. В данной статье описано, каким образом настраивается учет и стоимость услуг.

По умолчанию BILLmanager работает по предоплате. Это означает, что средства со счета клиента будут списаны сразу, при заказе услуги. Однако, при необходимости есть возможность настроить оплату по факту оказания услуг для клиентов. Пост-оплата настраивается в настройках счета клиента. BILLmanager -> Клиенты -> Счета -> Изменить -> Разрешить оплату по факту. Также в этом разделе есть возможность выставить кредитный лимит для клиента.

Оплата по факту использования означает, что клиент может заказывать услуги в долг (на неограниченную сумму), при этом его счет будет уходить в минус. Первого числа следующего месяца клиенту будет автоматически выставлен счет на сумму "минуса" за предыдущий месяц.

Кредитный лимит означает, что клиент сможет заказывать услуги в долг, но сумма долга не может превысить значение, указанное в поле "кредитный лимит". Счет автоматически выставляться не будет.

Настройка стоимости

Стоимость услуги может состоять из нескольких частей:

  • Цена установки - взимается один раз, при покупке услуги. Указывается в настройках тарифного плана, может быть изменена в любой момент.
  • Периодическая стоимость - взимается периодически на протяжении всего времени оказания услуги. Состоит из периодической стоимости тарифного плана, а также стоимости дополнительных услуг. Периодическая стоимость тарифного плана настраивается во вкладке "Цены" при редактировании/создании тарифного плана. Периодическая стоимость дополнительных услуг настраивается дополнениях (кнопка "Конфиг"), тип учета детали тарифного плана должен быть выбран "на основе заказанных значений", цена дополнения указывается за шаг заказа дополнения в указанный период.

Например, создавая деталь "дисковое пространство" вы указываете единицу измерения MiB, и шаг равный 500 MiB. Следовательно вы должны указать стоимость за 500 MiB дополнительно заказанного дискового пространства в месяц.

  • Дополнительная стоимость - взимается на основе статистических данных при превышении установленных лимитов (например, превышение трафика, лимита процессорного времени, памяти и т.д.) Настраивается в дополнениях (кнопка "Конфиг"), тип учета должен быть выбран "на основе статистики". Стоимость дополнения указывается за превышение лимита на единицу или же на единицу в месяц, в зависимости от настроек. Превышение считается за календарный месяц или за день, также в зависимости от настроек.

Например, вы создаете деталь "трафик", указываете единицу измерения "GiB" и указываете максимальное значение 1000. При превышении данного лимита ежедневно будет списываться сумма, равная количеству превышенных за сутки GiB, умноженная на указанную цену. Первого числа календарного месяца "статистика за месяц" обнуляется.

Периоды заказа и периодичность списания средств

При создании тарифного плана выбираются периоды оплаты и указывается стоимость для каждого периода.

Например, для услуги настроен период заказа - 1 месяц, стоимость которого составляет 100 р. Если клиент заказывает услугу 15 марта, то с его счета сразу спишется 100р. и услуга будет действовать до 15 апреля.

Ежедневное списание средств

Если в настройках тарифа отметить галку "Ежедневно снимать оплату", то средства со счета клиента будут списываться ежедневно. Расчет ежедневной стоимости услуги происходит по формуле: берется стоимость периода, на который клиент заказал услугу, делится на количество месяцев в периоде, затем делится на количество дней в текущем месяце. Услуги с ежедневным типом учета не имеют срока действия, они действуют пока на счету клиента есть средства.

Например, при заказе услуги с ежедневным списанием клиент выбрал период 3 месяца, стоимость этого периода составляет 300р. В этом случае со счета клиента в марте будет списываться каждый день 3,22 р (300 делится на 3. затем 100 делится на 31), но в апреле ежедневное списание составит 3,33 р (300 делится на 3. затем 100 делится на 30).

Обратите внимание, что при ежедневном списании, сумма ежедневного платежа всегда будет рассчитываться на основе того периода, что клиент выбрал при заказе.

Календарное списание средств

Если в настройках тарифа отметить галку "Календарное списание средств", то стоимость услуги и срок ее действия будет выравниваться по 1-му числу месяца. При этом на форме редактирования тарифа появится дополнительное поле - "Переходный день". Эта настройка отвечает за то, до 1-го числа какого месяца будет действовать услуга.

Например, у тарифа включено календарное списание средств и переходный день указан - 15. В таком случае, при покупке услуги до 15-го числа (14е включительно), услуга будет действовать до 1-го числа следующего месяца, при покупке услуги после 15-го числа, услуга будет действовать до 1-го числа после следующего месяца. К примеру, если услуга заказывается 6-го ноября, она будет действовать до 1-го декабря, а при покупке услуги 15-го ноября, она будет действовать до 1-го января.

При этом разница от стоимости тарифа в сумме списания будет только в неполной части месяца, за который идет списание, целые месяцы будут списываться по стоимости тарифа. Про февраль, если за него идет списание за весь месяц, то будет списано по тарифу, если при переходном дне 15е, то купив услугу 6-го числа, биллинг попросит оплатить сумму, рассчитываемую по формуле: (количество дней в месяце - текущее число + 1) / количество дней в месяце * стоимость тарифа, при покупке услуги с 15-го числа к этой сумме добавиться стоимость месяца.

Все описанное действительно для заказа периода в месяц, при периоде, скажем, три месяца, при заказе до переходного дня, будет взята плата за два полных месяца и остаток текущего, при заказе после, полная стоимость периода + остаток текущего месяца.

Почасовое списание средств

Почасовое списание средств рассмотрено в отдельной статье документации.

Стоимость дополнений

Помимо стоимости периодов заказа учитывается еще стоимость дополнений тарифных планов. Существует несколько типов учета для дополнений. Рассмотрим стоимость дополнений в зависимости от типа учета:

  • На основе заказанных значений.

Например, есть дополнение - IP адреса, со следующими настройками: включено в тариф - 1, шаг - 1, максимальное значение - 5, цена за месяц - 100р. Такая настройка означает, что клиенту предоставляется только 1 ip адрес бесплатно и каждый дополнительно заказанный адрес будет стоить 100 р. в месяц, максимально клиент может использовать 5 ip-адресов(1 бесплатный и 4 платных)

Если клиент заказывает дополнительный IP адрес в середине месяца, то со счета клиента спишется не вся сумма, а только часть, пропорционально оставшемуся сроку действия, если в настройках тарифного плана выставлена настройка "Политика заказа доп. ресурсов" - "Стоимость до срока действия услуги". При выбранной опции "Полная стоимость за период", дополнение нужно будет оплачивать полностью. Списание за дополнение произойдет сразу же при его заказе. Если клиент заказывает дополнительный IP адрес в середине месяца и при этом включено ежедневное списание, то средства за дополнение начнут сниматься со счета на следующий день.

  • На основе статистики.

Например, есть дополнение - Трафик, с настройками: включено в тариф - 1000 Мб, цена за месяц - 10р, считать превышение - за месяц. Раз в сутки BILLmanager получает статистику по трафику за предыдущий день от обрабатывающего сервера. Если 10 числа клиент в сумме за месяц потребил 1010 Мб трафика, то 11 числа BILLmanager спишет со счета клиента дополнительно 100р. Далее, 11 числа количество трафика в сумме за месяц составило 1050 Мб, значит 12 числа BILLmanager спишет дополнительно 400 р. со счета клиента. И так далее до конца месяца. Первого числа календарного месяца статистика обнулится.

Как списать средства со счета клиента, чтобы они не отразились в актах выполненных работ?

Можно сделать отдельный метод оплаты, который будет не привязан к компании. После чего сделать платеж через этот метод оплаты. Все расходы, закрытые этим платежом не будут попадать в акты, так как нет привязки к компании.